Техника для активного отдыха
(8442) 98-97-02
98-97-04

Джойстики к бою!

/ 11 Апреля 2019

Сможет ли девочка пришвартовать суперяхту лучше опытного яхтсмена-отца? Эксперимент в реальных условиях.

Ей едва исполнилось тринадцать, и свой яхтенный сертификат она получила всего несколько недель назад. За пост управления 46-футовой Prestige Yacht с двумя движками она села с рвением беззаботного ребенка, явно уверенного, что швартовка лодки стоимостью почти миллион долларов — это всего лишь игра. Хотя, если подумать, получается, что в данном случае так оно и есть.

Чтобы пришвартовать эту белоснежную красотку, девчушке не пришлось несколько часов осваивать искусство ловко жонглировать рукоятками газа/реверса двух двигателей. Черт возьми, за время, проведенное на борту, она даже не притронулась к ним. Все, что ей было нужно — это джойстик и десятиминутный инструктаж. Уж больно знакомый нынешним подросткам девайс. Тем не менее, швартовка лодки отнюдь не видеоигра, и я собираюсь это доказать.

Добро пожаловать на Boating’s Joystick Challenge — состязание между новичком и опытным шкипером в умении швартовать лодку с помощью джойстика. Встречайте участников! Мелкая непоседа метр с кепкой — она же Райли Хеммел(Riley Hemmel) — выросла среди лодок, однако никогда не стояла за штурвалом чего-то большего, чем 18-футовый ранэбаут.

В другом углу ринга я, ее отец — парень, который вот уже почти 25 лет тестирует лодки для журнала Boating. Но, честно говоря, обычно мне приходится иметь дело с моторками наполовину меньшего размера с подвесным двигателем или поворотно-откидной колонкой.

Стоит сказать отдельное спасибо за лодку для этого эксперимента — 46 Prestige Yacht. Ее любезно предоставила компания Galati Yacht Sales из Сент-Питерсберга(Флорида).

Итак, я просто обязан победить! Неважно, насколько у меня большой опыт управления двумя движками. Я пришвартовал огромное количество лодок, поэтому у меня есть неоспоримое преимущество: я в разы лучше могу оценить влияние ветра и течения. Плюс к тому, я — невозмутимый, уравновешенный взрослый.

А Райли? Да она же подросток — иррациональная форма жизни, склонная к импульсивным поступкам и диким перепадам настроения. Так, стоп, погодите, она же может это прочитать. Тогда давайте так: форма жизни, которая, безусловно, восхитительна, но ей слегка не хватает рассудительности и терпения, чтобы выполнять столь сложные задачи.

Тем не менее, как говорится, в любви и на войне все методы хороши, и я готов воспользоваться любым шансом. Когда она усаживается за пост управления, я желаю ей удачи, а тем временем незаметно сдвигаю бимини, чтобы беспощадное августовское солнце Флориды светило ей в лицо. Знаешь, детка, я люблю тебя, но если ты не способна выдержать жару, прочь с флайбриджа.

Папе сейчас не до игр.

Тонкости управления

Несмотря на то, что моя дочурка сегодня впервые познакомилась с управлением лодкой при помощи джойстика, сама система, установленная на яхте — Inboard Performance System (IPS) от Volvo Penta — существует с 2005 года. Именно тогда именитый производитель двигателей ошеломил общественность революционной пропульсивной установкой с двумя направленными вперед винтами противоположного вращения.

С первых испытаний этой малышки в реальных условиях стало понятно, что маркетологи Volvo Penta не зря создали вокруг нее такой ажиотаж. За счет того, что винторулевые колонки расположили прямо под двигателями, на борту стало больше полезного пространства. Уровень шума и вибрации был значительно снижен, а вот эффективность на высоких скоростях увеличена на 35% — и все благодаря тому, что впередсмотрящие гребные винты работают в спокойной воде. С IPS стало возможным использование менее мощных двигателей без потери производительности.

Однако одним из важнейших практических преимуществ IPS стала потрясающая маневренность на малом ходу. Поворотные колонки, способные двигаться независимо друг от друга под углом до 30 градусов, создают тягу практически в любом направлении. С IPS достаточно просто повернуть джойстик в ту сторону, куда должна двигаться лодка, а пропульсивная установка (и специальные умные программы) сделают все остальное. Лодка может поворачивать в любом направлении, разворачиваться на месте на 360 градусов и даже двигаться боком, швартуясь аккурат в свободное место у причала в переполненной марине. Короче говоря, управление огромной многомоторной яхтой стало практически, не побоюсь этого слова, элементарным.

Как и следовало ожидать, Райли быстро освоилась. Раскрою все карты. Если не считать редкие посиделки за Nintendo Wii, она не относится к числу подростков, выросших на видеоиграх (даже не верится, что нам это удалось). Но управление лодкой с помощью джойстика настолько интуитивно понятно, что даже начинающему яхтсмену достаточно всего лишь раз пройти это смехотворно короткое обучение.

Через несколько минут наш инструктор Алекс Крамер (Alex Kramer) из Galati Yacht Sales передал Райли управление. И вот она уже проходит по узкому каналу, разворачивается на 180 градусов, движется боком и сдает задним ходом — прямо как опытный профи.

Да, я тоже прошел этот экспресс-курс (только не говорите Райли, но мне уже доводилось иметь дело с джойстиками на лодках), однако сразу понял, что мне не стоит расслабляться. Как я уже сказал, она хороша и, несмотря на мою уловку с бимини, до сих пор даже ни капли не вспотела. Вот это хладнокровие!

Шоу начинается

Первое состязание было очень легким: нам нужно было пройти от доков Galati Yacht по спокойному каналу, где не было даже намека на чей-то кильватер. Чтобы начать движение, мы просто направляли джойстик вперед, а чтобы ускориться, нажимали на него сильнее. Когда нужно было замедлить ход и остановиться, мы позволяли рукоятке вернуться в нейтральное положение, а затем легким движением назад гасили инерцию.

Разворот лодки на 180 градусов также удался нам обоим одинаково хорошо. Простое круговое движение джойстиком приводило к вращению лодки практически на месте. Кроме этого мы сделали поворот сначала на переднем, а потом на заднем ходу. Каждый раз поды IPS подстраивали свое направление и силу тяги, чтобы выполнить наши команды с ювелирной точностью.

Мы оба смогли в течение заданного времени удерживать лодку на месте, несмотря на ветер и течение. Это было несложно благодаря системе динамического позиционирования Volvo Penta (DPS) — от нас требовалось всего лишь нажать кнопку, а винторулевые колонки, работающие в паре с GPS, делали все остальное. Но все равно стоит отметить, что на открытой воде мелкая чувствовала себя, как в родной стихии.

Для следующих испытаний мы направились к плавучим бетонным докам Galati Yacht. Прежде чем повернуть в их сторону, я как бы невзначай спросил Крамера о цене лодки, а потом в разговоре несколько раз подчеркнул, как противен хруст ломающегося стеклопластика.

Очередной задачей было пришвартовать лодку параллельно причалу, двигаясь строго вбок. Это состязание требовало чуть больше мастерства и самообладания, чем предыдущие. Мы заранее обговорили, что испытание будет считаться успешно пройденным, только если штурвал окажется строго напротив условной отметки на пирсе. Иначе участника ожидало поражение, не говоря уже о вероятности столкнуться с какой-нибудь мегаяхтой, которая могла оказаться рядом.

В общем, мы оба отлично справились, технично остановив лодку в нескольких дюймах от причала. Опять же — с IPS сделать это было очень просто. Лодка послушно двигалась в том направлении, куда мы поворачивали джойстик. Нажимая на рукоятку сильнее, мы поддавали газу, тем самым увеличивая скорость. Когда нос яхты начинало сносить под ветер, легкое вращение джойстика разворачивало лодку обратно параллельно причалу. Смещение яхты относительно нашей условной метки мы быстро устраняли легким движением рукоятки вперед или назад.

Каким был самый полезный совет Крамера?

ПОСТОЯННО ДЕРЖИТЕ РУКУ НА ДЖОЙСТИКЕ И ДЕЛАЙТЕ МЯГКИЕ ДВИЖЕНИЯ, ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ РАЗ НАЖИМАТЬ И ОТПУСКАТЬ РУКОЯТКУ.

Мелкая лучше усвоила этот принцип и вела лодку очень плавно. Она поворачивала джойстик, чтобы яхта начала движение вбок и тут же ослабляла руку, дожидаясь, пока не прекратится дрейф, а затем снова наклоняла рукоятку. И так до тех пор, пока лодка не оказалась в идеальном положении.

Я же был более решительным. Я нажимал на джойстик сильнее, поэтому в моем случае лодка приближалась к причалу гораздо быстрее. Затем несколькими наклонами рукоятки в обратную сторону я замедлял ход и корректировал направление.

Возможно, я выполнил это задание быстрее, но с точки зрения точности Райли однозначно оказалась лучше. Это подтвердилось даже после того, как мы развернулись и подошли к причалу правым бортом, из-за чего прицеливание стало не очень удобным, ведь пост управления яхты расположен слева.

Короче говоря, у мелкой отличное пространственное мышление. И слишком самодовольная улыбка. Пришло время поднять ставки.

С возвращением

Надо признать, я считал, что победить в последнем состязании — вернуть лодку на место стоянки — для меня будет так же просто, как отнять конфетку у ребенка. Моя уверенность возросла, когда я понял, что нам предстоит сделать. Нужно было не просто подойти кормой к причалу, а сначала поставить лодку под углом 45 градусов к пирсу и задним ходом проскользнуть в узкое стояночное место. При этом по левому борту несокрушимой преградой стоял причал, а по правому из воды устрашающе торчали сваи.

Моей самонадеянности не было бы предела, если бы не одно «но»: я был почти уверен, что сейчас стараниями ребенка — моего ребенка — пострадает очень дорогой стеклопластик. И — будем откровенны — моя чековая книжка не очень-то готова к такому повороту событий.

Будучи более опытным шкипером, я первым приступил к выполнению задания. В голове крутилось мое собственное правило, которое гласит: двигайся к причалу с такой скоростью, с которой ты готов с ним столкнуться.

Я прикинул, насколько сильно нужно завернуть корму, и только после этого начал маневр. Ловко обошел зловещий угол причала и начал сдавать задним ходом к волнолому. Однако тут моя решительная манера вождения сыграла плохую службу: лодку стало сносить в сторону сваи. Я быстро исправил положение своим коронным рывком джойстика в противоположном направлении, но, как однажды сказал один чувак по фамилии Ньютон, на любое действие всегда есть равное по силе противодействие, и мне снова пришлось аккуратно корректировать движение яхты.

Скорее всего, для стоящих на причале зевак это выглядело, как маленькая заминка в моем выступлении. Но, как и подросток, впервые сдающий на права, я чувствовал, что сидящий рядом экзаменатор снимет за нее баллы. Так я предоставил Райли возможность выиграть, и она охотно ей воспользовалась.

Я изо всех сил пытался ее отвлечь и выбить из колеи: жаловался на невыносимую жару, расспрашивал о мальчиках в школе и даже использовал грязный приемчик из сериала «Гольф-клуб» (кричал ей под руку: «Ошибись, ошибись!»). Но, увы, у меня ничего не вышло.

13-ЛЕТНЯЯ ДЕВОЧКА ЗАГНАЛА СУПЕРЯХТУ СТОИМОСТЬЮ ПОЧТИ 1 МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ В УЗКИЙ ПРОСВЕТ НА ЛОДОЧНОЙ СТОЯНКЕ, ДАЖЕ НЕ ВСПОТЕВ.

В этот момент меня одновременно распирали горечь поражения и гордость за своего ребенка. И если уж мелкая смогла это сделать, то сможете и вы, даже если вы — старый морской волк, привыкший к традиционным рукояткам газа/реверса.

Статью Boating magazine перевела Диана Карпович специально для itBoat.

Источник: https://itboat.com/articles/4886-dzhoystiki-k-boyu

Авторы текста: Jeff Hemmel / boatingmag.com

Авторы изображений: Garrett Cortese

Вы всегда можете выбрать яхту по своему вкусу на сайте компании H2O: http://h2o-kater.ru



Возврат к списку

Задать вопрос